Анализ рынка IT-услуг в сфере малого и среднего бизнеса. Критерии выбора поставщика услуг

Анализ рынка IT-услуг в сфере малого и среднего бизнеса. Критерии выбора поставщика услуг

Анализ рынка IT-услуг в сфере малого и среднего бизнеса, показывает неэффективность содержания единственного IT-специалиста (не профильного сотрудника компании!) в штате по соотношению стоимость/качество услуг. Так как в этом случае:

  • отсутствует объективный контроль за выполнением работ и их качества;
  • оплата труда практически не зависит от объема и качества услуг. Затраты компании на обслуживание постоянные и не зависят от действительной потребности в оказании IT-услуг;
  • отсутствует оценка объективной стоимости услуг производимых исполнителем. По этой причине возможно возникновение ложных конфликтов между Исполнителем и Работодателем. Работодатель думает, что мало получает услуг, а Исполнитель что его труд недостаточно оплачивается;
  • в компаниях до 50 человек практически всегда расходы на содержания администратора в штате, превышают действительные расходы на обслуживание ИВК;
  • от недостаточной загруженности Исполнителя работой, а на самом деле от «нечего делать» системный администратор начинает экспериментировать в промышленной среде Работодателя, что нередко приводит к сбоям в работе ИВК. Недобросовестный Исполнитель и вовсе тратит ресурсы компании, в частности Интернет, на собственные нужды;
  • отсутствие «прозрачного» механизма, основанного на Трудовом кодексе РФ, прекращения деловых отношений Исполнителя и Работодателя, возмещение затрат/убытков, не оплаты Исполнителю не оказанных услуг Работодателю;
  • «узкий» профессиональный кругозор связанный как с ограниченными человеческими возможностями, так и  длительном нахождении в ограниченном «техническом пространстве». Т.е. у специалиста нет возможности и опыта решения аналогичных задач.

Конечно, из этого не следует, что работники в штате это «плохо», среди нет профессионалов. В штат следует брать только профильных специалистов компании, которые являются участниками создания Продукта компании и непосредственно влияют на экономические и финансовые показатели компании (участвуют в создании прибыли). Ну и основная причина, что руководитель профильной компании знает как отобрать необходимых специалистов по своему профилю, так как сам является в этой области специалистом. IT-специалисты не являются для Заказчика профильными, поэтому прием на работу происходит, основываясь на интуиции и доверии, а не на профессиональном отборе. А ТК РФ не защищает Заказчика от недобросовестных специалистов в штате, переложив всю ответственность за подбор персонала на Заказчика (т.е. Заказчик сам виноват, что взял на работу таких специалистов, при этом обязательства по выплате зарплаты он должен выполнить вне зависимости от результата и ущерба).

В более «выгодной» ситуации оказывается Работодатель с точки зрения действительной потребности в IT-услугах и их пропорциональной стоимости при работе с «приходящим» администратором, оформленным по трудовому договору по совместительству, но и в этом случае ограничивающим фактором будут:

  • отсутствие «прозрачного» механизма, основанного на Трудовом кодексе РФ, прекращения деловых отношений Исполнителя и Работодателя, возмещение затрат/убытков, не оплаты Исполнителю не оказанных услуг Работодателю;
  • «узкий» профессиональный кругозор, связанный с человеческими возможностями.
  • значительное время реакции на инцидент, так как специалист имеет основное место работы, которое для него является более приоритетным. Возможность обслуживания только в свободное время от основной работы.

Возможно конечно и заключение гражданско-правового договора с Исполнителем (договор подряда с физическим лицом), но такой договор может привлечь налоговую службу РФ и трудовую инспекцию, так как может сочтен как укрывательство от уплаты налогов и нарушения трудового законодательства, если будет доказано что работы носят постоянный характер.

Из этого следует, что самой оптимальной формой технического обслуживания являются:

1) собственный отдел/департамент информационных технологий Заказчика;

2) собственный отдел/департамент информационных технологий Заказчика + аутсорсинг;

3) размещение специалистов IT компании на территории Заказчика – Аутстаффинг;

4) удаленная техническая поддержка отделом информационных технологий IT-компании (Исполнителя) – Аутсорсинг

5) системный администратор в единственном лице в штате у Заказчика + аутсорсинг.

Самой эффективной и качественной является форма собственный отдел + аутсорсинг, но эта самая дорогая схема обслуживания и как правило себя окупает только в крупнейших корпорациях, и по этой причине в малом и среднем бизнесе не применяется из-за ограниченных финансовых возможностей и ее нецелесообразности.

Далее в таблице №1 приводится рыночная стоимость форм технического обслуживания в порядке убывания качества и времени реакции на инцидент. В таблице №2 приводится требуемый уровень квалификации IT специалистов в зависимости от формы технического обслуживания. Данная иерархия построена с допущением, что все участники являются добросовестными Исполнителями и их квалификация соответствует занимаемой должности.

Формы технического обслуживания Заказчика                                                                             Таблица №1

Форма технического обслуживанияКачество оказываемых услуг. Время реакции на инциндентРасходы на обслуживание в месяц, руб
Собственный отдел + аутсорсингНаивысшее качество услуг. Минимально возможное время реакции на инцидент.От 200 000 руб./месяц
АутстаффингНаивысшее качество услуг. Минимальное возможное время реакции на инцидентОт 100 000 руб/месяц
Системный администратор в штате + АутсорсингВысокое качество услуг. Минимально возможное время реакции на инцидент, не требующей квалификации инженера. 2 часовое реагирование инженером IT компанииОт 45 000 руб/месяц
АутсорсингВысокое качество услуг. Минимально возможное время реакции на инцидент если инцидент не связан с отказом оборудования или отсутствием канала связи. 2 часовое реагирование в случае отказа оборудования или отсутствия канала связи  В зависимости от выбранной схемы обслуживания:   Время реакции 24 часа – стоимость оказанных услуг в месяц (по требованию)   2 часовое реагирование – От 25 000 руб./месяц
Собственный отделСреднее качество услуг. Минимально возможное время реакции на инцидент (только решение типовых задач)От 150 000 руб/месяц
Системный администратор в штате в единственном лицеНизкое качество услуг. Минимально возможное время реакции на 1 инцидент (только решение типовых задач).От 50 000 руб/месяц
«Приходящий» системный администраторНизкое качество услуг. Максимально возможное время реакции на инцидент. Отсутствие каких либо гарантий времени реакцииОт 15 000 руб./месяц


Необходимая квалификация IT специалистов                                                                               Таблица №2

Форма технического обслуживанияНеобходимая квалификация IT-специалистов в штате ЗаказчикаНеобходимая квалификация IT-специалиста в штате Исполнителя
Собственный отдел + аутсорсинг— Сертифицированный инженер/IT руководитель с опытом работы от 5 лет, опыт руководящей должности. — Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании. — Помощник системного администратора (Help desk) с опытом работы от 1 года.Сертифицированные инженеры с опытом работы от 3 лет в компаниях с численностью более 500 человек.
АутстаффингНа территории Заказчика:   — Сертифицированный инженер/IT руководитель с опытом работы от 5 лет, опыт руководящей должности. — Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании. — Помощник системного администратора (Help desk) с опытом работы от 1 года.   На территории Исполнителя:   — Сертифицированные инженеры с опытом работы от 3 лет в компаниях с численностью более 500 человек.
Системный администратор в штате + Аутсорсинг— Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании.   ИЛИ   — Помощник системного администратора (Help desk) с опытом работы от 1 года.— Сертифицированные инженеры с опытом работы от 3 лет в компаниях с численностью более 500 человек.
Аутсорсинг— Сертифицированные инженеры с опытом работы от 3 лет в компаниях с численностью более 500 человек.
   
Собственный отдел— Сертифицированный инженер/IT-руководитель с опытом работы от 5 лет, опыт руководящей должности. — Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании. — Помощник системного администратора (Help desk) с опытом работы от 1 года.
Системный администратор в штате в единственном лице— Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании.  
«Приходящий» системный администратор— Сертифицированный системный администратор с опытом работы не менее 3 лет в аналогичной компании.  

Из выше приведенных данных следует, что единственной качественной и объективной формой технического сопровождения и проектирования ИВК Заказчика малого бизнеса с численностью до 100 человек является:

  1. Системный администратор в штате + Аутсорсинг
  2. Аутсорсинг
  3. Аутстаффинг

А выбор той или иной формы обслуживания зависит от требований Заказчика предъявляемых к времени реакции на инцидент, технического состояния ИВК и финансовых возможностей Заказчика.

Основные преимущества работы с сертифицированным инженером, в качестве индивидуального предпринимателя, по договору являются:

1) «Прозрачная» схема работы. Заказчик платит деньги только за выполненные работы на основе акта выполненных работ

2) Контроль за выполнением работ системным администратор Заказчика;

3) Отсутствие расходов на содержание инженера в штате (от 70 000 руб./мес)
4) Высокое качество обслуживания, так как работы выполняются сертифицированным инженером Microsoft (MCSE) c опытом работы более 5 лет.
5) Материальная ответственность, прописанная в договоре, связанная:

  • с недобросовестным оказанием услуг;
  • прямым ущербом, связанным с умышленными действиями Исполнителя;
  • нарушением сроков выполнения работ и др.

6) Возможность привлечения инженеров другой специализации (по согласованию с Заказчиком)

7) «Прямое» сотрудничество с непосредственным Исполнителем работ.

8) Значительная экономия средств за счет отсутствия оплаты времени «пустого» ожидания поломки/отказа инженером (не менее 50 % от работ по администрированию)

9) Отсутствие уплаты социальных налогов за Исполнителя (~40 %)!!!

10) Возможность прекращения делового сотрудничества с Исполнителем в любой момент без объяснения причин отказа (если предусмотрено Договором). А в связи с этим и минимальный риск оплаты невыполненных работ или оказанных услуг без пожеланий Заказчика.

Преимущества работы с IT-компанией:

  • Многолетний опыт участия специалистов компании на проектах разной сложности. Постоянное обучение и сертификация специалистов. Жесткие критерии отбора специалистов для компании при приеме на работу, основываясь на профессионально-техническом собеседовании руководителями компании, имеющих практических опыт работы в крупнейших корпорациях в отделе IT технологий.
  • Оптимизация налогообложения для Заказчика. Заказчик освобождается от уплаты налогов за IT персонал (социальных налог + пенсионные и мед. отчисления). Сокращение налоговой нагрузки (например при схеме: доходы-расходы. Услуги IT это расходы, следовательно налог можно уменьшить на величину этих расходов)
  • Оптимизация расходов на техническое сопровождение: привлечение нужных специалистов на проектную работу, возможность изменения схемы технического сопровождения, проведение тендерных закупок, анализ и оптимизация расходов поставщиков услуг (Интернет, телефония, расходные материалы), анализ договоров и др. При правильно организованной поддержке расходы в среднем удается сократить до 50 % по сравнению с собственным IT отделом. Проектная работа до 200-300 % (по сравнению разработкой и внедрением собственным отделом IT)
  • Финансовая ответственность за результат. Оплата выполненных работ на основании акта оказания услуг, подписанных Заказчиком. Неустоки в связи с недобросовестным выполнением работ и др.
  • Строгая конфиденциальность (согласно Договору).
  • Согласно ГК РФ Исполнитель не имеет право в одностороннем порядке расторгнуть Договор. Следовательно, Исполнитель не может бросить проект на любой стадии, в отличие от сотрудника в штате — максимум 14 дней, после заявления по собственному желанию.
  • Использование стандартов качества при проведении работ и составления рабочей документации

В заключение хочется сказать, что конечно основным гарантом качества в сфере оказания высокотехнологичных услуг, да собственно и любых других услуг, является высокий профессиональный опыт, квалификация и добросовестность сотрудников и их руководителей. А выбор той или иной правовой формы сотрудничества позволяет сократить риски Заказчика, связанные с оказанием услуг недобросовестными Исполнителями и оптимизировать свои затраты на техническое сопровождение.

Я искренне надеюсь, что мой личный профессионализм и моих коллег, позволит Вам сконцентрировать свои усилия и ресурсы на достижение целей, связанных с ведением основного вида деятельности Вашей компании.

С уважением,
Индивидуальный предприниматель,
Сертифицированный инженер Microsoft,

Никитин Иван Леонидович